Иоанн - III (1462-1505)
Принятый еще отцом
своим в соправители, Иоанн-III Васильевич вступил
на великокняжеский престол полным владельцем Руси. Он сперва сурово
наказал новгородцев, затеявших перейти в подданство Литвы, а в 1478 году
"за новую проступку" он окончательно покорил их. Новгородцы лишились при
этом вече и самоуправления, а новгородская посадница Мария и вечевой
колокол были отправлены в стан Иоанна. В 1485 году, после окончательного
покорения других, более или менее зависимых от московского княжества
уделов, Иоанн наконец присоединил к Москве и Тверское княжество.
К этому времени татары разделились на три независимые орды: Золотую,
Казанскую и Крымскую. Они враждовали друг с другом и уже не были страшны
руским. Обезопасив себя со стороны казанских татар и вступив в союз с крымским
ханом Менглигиреем, Иоанн-III в 1480 году разорвал ханскую басму, приказал
послов ханских отвести на казнь, а потом без кровопролития свергнул с себя
татарское иго. Победителем вышел Иоанн также и в борьбе с Литвою,
Александр Литовский уступил Иоанну северную область.
Овдовев еще в 1467 году, Иоанн-III вступил
в супружество с Софией Палеолог, последней
византийской царевной и соединил герб московского княжества, изображавшим
Георгия Победоносца, с двуглавым орлом византийской империи. С этих пор
Иоанн окружает себя блеском и роскошью, вступает в сношение с западной
Европой, в отношении к боярам проявляет уже больше самостоятельности. Он
много заботился о внешнем украшении столицы, воздвигнул в Москве соборы:
Успенский, Архангельский, Благовещенский, выстроил каменный дворец,
гранатовую палату и несколько башен московского кремля. В 1497 году Иоанн
издал сборник законов под названием "судебник". Со времени Иоанна-III
право чеканки монет принадлежит только великому князю московскому.
Сын Иоанна-III от
брака с Софьей Палеолог Василий-III отличался
гордостью и неприступностью, наказывал подвластных ему потомков удельных
князей и бояр, дерзавших ему прекословить. Он "последний собиратель
русской земли". Присоединив последние уделы (Псков, Северное княжество),
он совершенно уничтожил удельную систему.
Он дважды воевал с Литвой, по
научению поступившего к нему на службу литовского вельможи Михаила
Глинского, и, наконец, в 1514 году, отобрал у литовцев Смоленск. Война с
Казанью и Крымом были трудные для Василия, но окончились наказанием
Казани: Торговля была отвлечена оттуда на Макарьевскую ярмарку,
перенесенную впоследствии в Нижний. Василий развелся со своей супругой
Соломонией и женился на княжне Елене Глинской, чем больше возбудил против
себя недовольных им бояр. От этого брака у Василия родился сын Иоанн.
Назначенная
Василием-III правительницей государства, мать трехлетнего
Иоанна Елена Глинская сразу приняла крутые меры против недовольных ею
бояр. Она заключила мир с Литвою и решила воевать с крымскими татарами,
дерзко нападавшими на русские владения, но среди приготовления к отчаянной
борьбе скоропостижно скончалась.
Оставленный 8 лет
на руках бояр, умный и талантливый Иоанн Васильевич
вырос среди борьбы партий из-за правления государством, среди насилий,
тайных убийств и беспрестанных ссылок. Сам нередко терпя притеснения от
бояр, он научился их ненавидеть, а окружавшая его жестокость, буйство и
грубость содействовали очерствлению его сердца.
В 1547 году Иоанн венчался
на царство и первым из русских государей принял титул "царя московского и
всея Руси". Женитьба Иоанна на Анастасии Романовой, благодаря прекрасным
душевным качествам последней, оказала на него благотворное влияние. Вто же
время волнения и бедствия, начавшиеся в столице и страшные пожары сильно
подействовали на впечатлительного Иоанна. Он приблизил к себе честных и
добрых советников Сильвестра и Адашева и занялся внутренними делами. Царь
созвал выборных в 1550 году на первый земский собор, которым утвержден
первый царский судебник, в следующем году издано соборное постановление
для духовенства, названное стоглавым.
В 1552 году Иоанном покорена Казань,
господствовавшая над всем Поволжьем, а в 1556 году присоединено к
Московскому государству и царство Астраханское. Желание утвердитьця на
берегах Балтийского моря заставило Иоанна начать ливонскую войну, которая
привела его к столкновению с Польшей и Швецией. Война началась довольно
удачно, но закончилась самым невыгодным для Иоанна перемирием с Польшей и
Швецией: Иоанн не только не утвердился на берегах Балтики, но и потерял
прибрежье Финского залива, по удалении впавших в немилость Сильвестра и
Адашева и со смертью кроткой царицы Анастасии, в характере Иоанна
произошла значительная перемена к худшему, бегство же князя Андрея
Курбского в Польшу возбудило подозрение Иоанна в верности всех его бояр.
Началась печальная эпоха "розысков", опалы и казней. Иоанн покинул Москву,
выехал со своими приближенными в Александровскую слободу и здесь окружил
себя опричниками, которых Иоанн противопоставил остальной земле, земщине.
Опричники сильно злоупотребляли своими обширными правами. В это время
погиб святой митрополит Филлип, обличавший царя в беззаконии. В 1570 году
Иоанн разгромил Новгород, на который донесли, будто-бы он вошел в тайные
соглашения с Польшей. В 1582 году донскими казаками под начальством Ермака
покорено было московскому государству обширное Сибирское царство. За три
года перед кончиной, Иоанн в припадке гнева ударил своего сына Иоанна
жезлом по голове и сын от этого удара скончался. Иоанн-IV получил в народе
прозвание Грозного.
"Собирание" Руси
становится уже сознательной и настойчивой задачей
московских князей. Падают последние уделы. Государственные границы
совпадают с этнографическими границами великорусской народности.
Политика из местной, московской, превращается в национальную
великорусскую. Сообразно с этим возрастает и значение князя: Он принимает
титул государя, а вскоре и царя всея Руси и самодержавца. Старший сын
получает все преимущества перед младшими. Возникшая между царем и боярами
борьба (ее причины особенно резко выясняются в переписке царя Ивана
Грозного с боярином Андреем Курбским) оканчивается в пользу царя.
Наследственная знать-бояре оттесняются выслужившимися людьми-дворянами.
В половине ХVI века было положено начало книгопечатания на Руси. Первой
книгой била напечатана "Деяния и послания апостольские"(1564). По
свержении татарского ига, мы снова становимся лицом к лицу с западной
Европой. Ее влияние проникает к нам и через юго_западную Русь, втянувщуюся
уже в польскую образованность(культуру), особенно после люблинской унии
1569 года. В ХVI веке и русская церковь освобождается от подчинения
греческой церкви. Митрополиты поставляются на Руси местными епископами по
указанию великих князей. Духовенство и церковь действуют по прежнему
согласно с князьями. Большую поддержку последним оказывают
Троицко-Сергеивская лавра и Иосифо-Волоколамский монастырь.
Таким образом загорается заря новой жизни: Начинается развитие
просветительного влияния, хотя внутренние неурядицы, как наследие,
перешедшее от удельных князей к образовавшемуся высшему сословию
боярам, мешают правильному развитию и государственной и народной
жизни. Кончились междуусобицы князей-начались междуусобицы (споры,
местничество, зависть) бояр.