Всеволод - I (1078-1093)
Всеволод-1 мог быть
полезным правителем. Этот князь был набожен,
правдив, очень любил бразование и знал пять языков, но набеги
половцев, голод, мор и неурядицы в стране не благоприятствовали его
княжеству. Он держался на престоле только благодаря его сыну
Владимиру, прозванного Монахом.
Сын Изяслава-I,
Святополк-II, наследовавший после Всеволода-I киевский престол,
отличался безхарактерностью и не способен был усмирить междуусобия
князей из-за владения городами. На сьезде в Любиче
Переславском в 1097 году, князья целовали крест "каждому владеть
отцовской землей", но вскоре князь Давид Игоревич ослепил князя
Василька. Снова собрались князья на сьезд в Вятиченее 1100 году, и
лишили Давида Волыни; по предложению Владимира Мономаха решили на
Долобском сьезде, в 1103 году, предпринять совместный поход на
половцев, русские разбили половцев на реке Сале (в 1111 году) и
взяли множества полону: Скота, овец, коней и пр. Одних князей
половецких убито до 20 человек. Слава об этой победе разошлась
далеко между греками, венграми и прочими славянами земли русской.
Несмотря на старшинство
Святославичей,
после смерти Святополка-II, на киевский престол выбран был Владимир
Мономах, который, по словам летописи, "добро хотел братии и всей
земле русской". Он выделялся своими большими способностями, редким
умом, храбростью и неутомимостью. Он был счастлив в походах на
половцев. Князей он смирял своей строгостью. Замечательно
оставленное им "поучение детям", в котором он дает чисто
христианское нравоучение и высокий пример служения князя своей Родине.
Походя на отца
своего Мономаха, сын
Мономаха, Мстислав-I, умом и характером жил дружно со своими братьями,
внушая уважение и страх непокорным князьям. Так, ослушавшихся
его князей половецких, изгнал он в грецию, а вместо их в городе
Полоцке посадил править своего сына.
Брат Мстислава,
Ярополк, сын Мономаха, вздумал передать удел не брату своему Вячеславу,
а племяннику. Благодаря возникшим отсюда раздорам, "мономаховичи" потеряли
киевский престол, который перешел к потомкам Олега Святославовича -
"Олеговичам".
Добившись великого
княжения, Всеволод захотел закрепить киевский престол в своем роде и
передал его брату своему Игорю Олеговичу. Но не признанный киевлянами
и постриженный в монахи, Игорь был скоро убит.
Киевляне признали
Изяслава-II Мстиславовича, который умом, блестящими дарованиями, храбростью
и при ветливостью живо напоминал своего знаменитого деда Мономаха. Со
вступлением на велико-княжеский престол Изяслава-II, нарушилось
укоренившееся в древней Русси понятие о старшинстве: В одном роде
племянник при жизни дяди не мог быть великим князем. Между Юрием
Владимировичем, князем Ростово-Суздальским, и Изяславом-II
начинается упорная борьба. Изяслав дважды был изгоняем из Киева, но
все же удержал престол до самой своей смерти.
Смерть Изяслава-II
открывает Юрию, названному впоследствии народом Долгоруким, доступ к
киевскому престолу, на котором он спустя три года и умирает великим князем.
После долгих раздоров
между князьями, на киевский престол утверждается Мстислав-II Изяславович.
Его изгоняет оттуда Андрей Юрьевич, прозванный Боголюбским.
При этом Андрей разорил Киев. (1169)
Приняв великокняжеский
титул, Андрей Юрьевич переносит престол во Владимир на Клязьме, и с тех
пор Киев начинает терять свое первенствующее положение. Суровый и строгий
Андрей хотел быть самодержавным, т.е. править Русью без вече и
дружин. Андрей Боголюбский беспощадно преследовал недовольных бояр,
они составили заговор на жизнь Андрея и убили его.
После смерти Ярослава
Мудрого, русская земля разделилась между его сыновьями по их
относительному старшинству и по сравнительной доходности областей:
Чем старше был князь, тем лучше и богаче давалась ему область.
Когда кто нибудь из княжеской семьи умирал, младшие родичи,
следовавшие за умершим, передвигались из волости в волость.
Этот передел земли в 12 веке заменился уделами, когда в известной
области утверждалась одна какая-нибудь княжеская линия.
Но обычный порядок княжеского владения часто нарушался гибельными
ссорами князей, тем более гибельными, что в это время черноморская
степь была занята вместо печенегов половцами. Впрочем, если не на юге,
то славянская коллонизация (преимущественно новгородская) подымается
на восток и северо восток Руси. Во главе области по прежнему был князь,
советовавшийся с боярами из дружинников.
Законодательная власть принадлежала вече из горожан. Особенно и на
долгое время имело значение вече в Новгороде. Область делилась на округа
(вереи, погосты), управляемые лицами по назначению князя. Суд творили
княжеские судьи (тиуны) по сборнику обычного права, т.е. на основании
народных обычаев "русской правды".
Широкое участие в делах мирских принимала церковь, ведавшая порядок
семейный, религиозный и нравственный. Славились в ту пору проповедники
Илларион, Кирилл, Игумен Даниил, посетил святую землю и оставил
благочестивое описание своего паломничества.
Таким образом в этом столетии развивается под влиянием церкви
религиозная вера, семейная жизнь и нравственные основы, происходит
коллонизация славянских племен, организуется судебная власть, для
которой руководством служит сборник законов "русская правда", но
раздробление русской земли на уделы и происходящие оттого раздоры и
войны, не дают возможности установится общему государственному
порядку, в влекут за собой ослабление народных сил и навлекают
поработителей-татар, только проповедь смирения, покорности и любви
поддерживает и одобряет в несении народом всей тяготы жизни.