Святослав (957-972)
Сын Игоря и Ольги
Святослав, закалил себя в
походах и войнах и отличался суровым характером, чесностью и
прямотой. Он шел на врагов с предупреждением: "Иду на вы. "Святослав
присоединил вятичей, разбил хазаров, взял область Тьмутаракань и,
несмотря на молочисленную дружину, успешно воевал на Дунае с
болгарами. После того Святослав пошел на греков-завоевал между
прочем Андрианопольи, грозил Константинополю, но греки пошли на мир.
"Не ходи на город-говорили они-возьми дань какую хочешь. " На
возвратном пути святослав не принял меры предосторожности и был убит
печенегами у порогов Днепра.
Междуусобные войны
Ярополка, Олега и
Владимира, сыновей Святослава, еще при жизни роздавшего им свои земли,
окончились гибелью Ярополка и Олега и торжеством Владимира. Владимир
отобрал у поляков червонную русь, воевал против болгар и печенегов.
Богатой добычи своей не жалел для своей дружины и на украшение
многочисленных идолов.
Христианство, принятое Ольгой, успело уже проникнуть в Киев, где
был даже сооружен храм св. Ильи. Греческим проповедникам удалось
склонить и самого князя принять христианство. Крещение Владимира и
его приближенных, а потом и всех киевлян, состоялось в 988 году.
Греческие императоры, Василий и Константин, выдали замуж за Владимира
свою сестру Анну. Христианство деятельно распространялось княжеской
дружиной и священниками во всех местностях княжества.
Народ любил Владимира за его кроткий нрав и редкую любовь к
ближним. Владимир строил города и церкви, а при церквах, для
обучения грамоте, школы. При нем же и началось монастырское строение
на руси. В народных песьнях и былом (былинах) часто упоминается
ласковый князь, Владимир красное солнышко, русская церковь называет
его равноапостольным князем.
Владимир святой еще
при жизни разделил
земли своим сыновьям: Святополку, Изяславу, Ятославу, Мстиславу,
Святославу, Борису и Глебу. После смерти Владимира, Святополк овладел
Киевом и решил отделаться от всех своих братьев, для чего приказал
убить Бориса, Глеба и Святослава, но вскоре сам был изгнан из Киева
Ярославом новгородским. При помощи своего тестя, польского короля
Болеглава храброго, Святополк вторично овладел Киевом, но должен
был снова оттуда бежать и по дороге лишил себя жизни. В народных
песнях он, как убийца своих братьев, прозван "окаянным".
По изгнании
Святополка и со смертью Мстислава Тьмутараканьского, князь Ярослав
сделался единственным правителем русской земли. Отличаясь
большим умом, он искусно правил Русью: Много заботился о нуждах
страны, строил города (Ярослав и Юрьев), воздвигал церкви (св. Софьи
в Киеве и Новгороде), учреждал школы и содействовал письмености на
Руси. Ему же принадлежит заслуга издания первого свода юридических
обычаев, известного под названием "русская правда". Сыновьям своим:
Изяславу, Святославу, Всеволоду, Игорю, Вячеславу, дал он уделы русской
земли и советовал жить мирно, дружно и в любви между собой
народ прозвал Ярослава "Мудрым".
Старший сын Ярослава,
Изяслав1, после
смерти отца занял киевский престол, но после неудачного похода на
половцев, его прогнали киевляне, а великим князем сделался брат его
Святослав. После смерти последнего,
изяслав снова вернулся в Киев.
Братья великого князя
получают в управление
отдельные части (уделы) государства, из которых особенно
значительны: Киевское княжество (самое большое и сильное),
черниговское, ростово-суздальское, галицко-волынское, новгородское.
Несмотря на это деление, русская земля еще считается единою.
Ярослав мудрый раздвигает ее границы до реки роси (приток Днепра).
При Владимире святом на Руси распространяется христианство, а
вместе с ним и просвещение с сильным византийским влиянием. Во главе
русской церкви становится киевский митрополит, подчинявшийся
патриарху Цареградскому. Представители церкви, большей частью греки,
принесли с собой не только новую религию, но и новые государственные
понятия (о правах и обязанностях князя и подданных) и новое
просвещение. Князья действовали согласно с церковью. Они строили
храмы, поощряли монастыри, заводили школьное обучение. Из монастырей
самый известный Киево-Печерский, основаный святым Антонием и
устроеный святым Феодосием.
В это время является и древний русский историк, записывавший
события по годам, летописец монах Нестор и многие другие древние
русские писатели того времени, главным образом проповедники.
Печатных книг еще не было, а все перепи сывалось, и самое
переписывание считалось богоугодным. Таким образом общий уклад жизни
устанавливается под влиянием византийским, хотя народная жизнь и
отвлекается от прямого пути постоянной борьбой между собой
правителей-князей и необходимостью защищать родную землю от набегов
соседей.
Важнейшие особенности этого столетия: Начало развития
письменности, но и в то же время борьба князей, борьба с соседними
племенами, от которой, по выражению "слова о полку Игоря" - "стогнет
русская земля". Также важной особенностью было начало развития идеи
любви и мира, идеи христианства, начало просветительных идей под
покровом церкви.